Аккредитив в Россельхозбанке при покупке недвижимости позволяет получить оперативную и квалифицированную помощь специалистов в составлении договора и проведении расчетов между сторонами. Эту услуга обеспечивает целевое использование средств и безопасность сделки для всех.
Понятие аккредитива при приобретении недвижимости
Аккредитив – это бумажный документ стандартной формы, как квитанция или вексель, а также услуга защищенной сделки.
Кредитно-финансовая организация, не являясь заинтересованной стороной, следит за тем, чтобы после переоформления права собственности продавец недвижимости получил деньги, а покупатель – жилье.
Условные денежные обязательства применяются в таких случаях, как:
- Сделки между физлицами. При договоренностях с недвижимостью нужно ждать регистрации в Росреестре. Без аккредитива сложность сделки несет дополнительные риски для обеих сторон.
- Операции, связанные с покупкой долей в компании, крупными поставками, приобретением оборудования и др.
- Экспорт и импорт. В международных сделках через условное денежное обязательство участвуют банки импортера и экспортера.
Принцип работы
При необходимости совершить крупную сделку стороны открывают счет, на котором можно зарезервировать средства. При полном соблюдении сторонами обязательств банк выплачивает продавцу деньги.
Основные виды
Виды условных банковских обязательств:
- Отзывное, безотзывное. Первое может быть аннулировано покупателем. Уведомлять об этом продавца ни плательщик, ни банк не должны. Второе можно отменить, но для этого кредитно-финансовая организация должна отправить продавцу недвижимости уведомление.
- Подтвержденное, неподтвержденное. Безотзывный аккредитив имеет право подтвердить не тот банк, в котором он оформлен, а любой другой – так работает подтвержденное обязательство.
Существуют и другие типы обязательств: переводное, или трансферабельное, кумулятивное и некумулятивное, покрытое и непокрытое, резервное, циркулярное, револьверное и др.
Они используются для проведения расчетов между российскими компаниями и с зарубежными партнерами.
Преимущества
Использование аккредитива обеспечивает 100%-ную безопасность сделки для обеих сторон. Покупателю недвижимости не нужно предоставлять задаток. Продавец уверен, что точно не останется и без квартиры, и без денег, когда переоформит право собственности.
Другие преимущества:
- проведение сделки, если стороны обслуживаются в разных кредитно-финансовых организациях;
- отсутствие необходимости носить с собой наличные, проверять деньги на подлинность;
- точный порядок расчетов (регламент процедуры прописан в указаниях ЦБ РФ, поэтому вероятность нарушений минимальна);
- защита средств (страхование только на сумму до 1,4 млн руб.).
Законодательная база
На территории РФ сделки с использованием аккредитива регулируются §3 гл. 46 ГК РФ, Положением ЦБ РФ от 19.06.2012 № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств». Расчеты в иностранной валюте, одной стороной которых является иностранный гражданин или компания, зарегистрированная за рубежом, проводятся в соответствии с регламентом, принятым Международной торговой палатой.
Отличия от банковской ячейки
Аккредитив по принципу действия похож на ячейку. А еще у этого инструмента много общего со счетом эскроу. Во всех случаях банк является посредником: покупатель недвижимости передает средства кредитно-финансовой организации на временное хранение. Продавец знает, что получит их, выполнив условия договора, а покупатель, что либо станет собственником квартиры, либо заберет деньги обратно.
Сейфовая ячейка – физический ящик с ограниченными условиями доступа. А аккредитив – обязательство, принимаемое посредником по поручению покупателя недвижимости.
Сделка через ячейку проходит так:
- При заключении договора стороны арендуют сейф. В отдельном документе указывают условия открытия ячейки и продолжительность аренды. Комиссию платит покупатель.
- Покупатель недвижимости кладет деньги в сейф в присутствии сотрудника кредитно-финансовой организации и продавца. Последний может заказать пересчет и проверку купюр на подлинность (эти услуги оплачиваются дополнительно).
- После выполнения продавцом обязательств он может забрать всю сумму, но при выполнении условий: необходимо предъявить документ, подтверждающий перерегистрацию недвижимости на покупателя.
Это быстрый, простой и проверенный способ обеспечения безопасности сделки. Аренда банковского сейфа обходится дешевле, чем оформление условного обязательства.
Но есть и недостатки:
- нужно носить с собой большие суммы;
- есть риск получить поддельные купюры.
Для расчета по аккредитиву не нужны наличные, купюры не могут оказаться фальшивыми.
Эскроу – счет, на котором учитываются деньги, имущество, документы и прочие активы. Как и при работе с аккредитивом, одна сторона кладет деньги, другая – может их получить, когда выполнит свои обязательства.
Преимущества счета эскроу:
- отсутствие необходимости иметь при себе наличные и проверять подлинность купюр;
- низкая стоимость (открыть счет часто дешевле, чем арендовать сейф или оформлять условное денежное обязательство);
- страхование денег (предельное возмещение по счетам, открытым для проведения сделок с объектами недвижимости, – 10 млн руб.; по аккредитивам тоже можно получить возмещение, но максимум 1,4 млн руб.; банковские ячейки не застрахованы).
Правила использования счета эскроу регламентированы ГК РФ в 2017 г. Это относительно новая услуга, которую предлагают клиентам всего несколько банков.
Кредитно-финансовых организаций, которые используют в своей практике аккредитив или могут сдать ячейку, гораздо больше.
Условия Россельхозбанка
РСХБ оформляет аккредитивы для расчетов в России. Покупателю недвижимости понадобятся только документ, удостоверяющий личность, и договор купли-продажи.
Специалист банка предложит написать заявление по форме, в котором нужно указать:
- реквизиты продавца;
- информацию о договоре, который заключен между сторонами: дату, номер, описание недвижимости, за которую стороны платят условным обязательством (адрес);
- условия, которые должен выполнить продавец для получения денег (например, предоставить договор с отметкой о регистрации в Росреестре).
Стоимость услуги зависит от таких факторов, как:
- тариф по виду и сумме сделки;
- тип имущества;
- стороны договора (физические или юридические лица).
Правила открытия: этапы действий
Сделка с использованием условного обязательства проходит так:
- Продавец и покупатель подписывают предварительное соглашение, в которое включен пункт о том, что расчет будет проводиться через аккредитив.
- Покупатель открывает р/c, вносит сумму, которую необходимо заплатить продавцу с учетом комиссии.
- Банк оформляет аккредитив.
- Покупатель предъявляет обязательство банка выплатить деньги продавцу.
- Продавец, получив гарантию оплаты, передает недвижимость покупателю, переоформляет документы, затем предоставляет в банк подтверждение.
- Банк выплачивает полную сумму продавцу недвижимости.
Отрицательные стороны ипотечного аккредитива от РСХБ
Недостатки условного денежного обязательства при заключении сделок c недвижимостью:
- Сложный документооборот. Высокий уровень контроля обеспечивает безопасность, но сделка проходит долго.
- Формализованность. Нестандартные сделки лучше проводить через ячейку или эскроу.
- Комиссия (0,1–0,6% от стоимости недвижимости).
- Отправка данных в ФНС.
- Короткие сроки. Стоит заложить дополнительное время на получение документов в Росреестре. Если продавец планирует получать деньги в своем банке, а не там, где был оформлен аккредитив, то несколько дней потребуются на совершение безналичного перевода.
Отзывы клиентов банка
Анатолий, 48 лет, Красноярск:
Продавал недвижимость в ипотеку. Специалист банка предложил провести сделку не через ячейку, а с помощью аккредитива. Схема сложная, разобрался не сразу. Было бы проще арендовать ячейку, но покупатель тоже настаивал на таком способе расчетов. К банку претензий нет, с юридической стороны сделка проведена быстро и профессионально.
Мария, 34 года, Самара:
Проводили сложную сделку с обменом недвижимости и ипотекой через РСХБ. Специалисты банка составили предварительный договор и посоветовали рассчитываться через аккредитив. Покупатель настаивал на использовании банковской ячейки, потому что это удобнее, быстрее и дешевле. Совместно с юристами банка смогли его переубедить. Хотя аккредитив и сложнее в оформлении, но это более безопасный способ взаиморасчетов.
Получили аккредитив в Россельхозбанке от покупатели из Сбербанка. Через два дня сняли наличку со счета, специалисты банка сказали, что при снятии наличных, поступившими по аккредитиву, комиссия не взимается, сняли часть поступившей суммы. Через две недели Россельхозбанк потребовал оплатить комиссию более 400 тысяч, ссылаясь на неправильное применения тарифов и подали на нас в суд. Ждем решения