Аккредитив в Россельхозбанке при покупке недвижимости позволяет получить оперативную и квалифицированную помощь специалистов в составлении договора и проведении расчетов между сторонами. Эту услуга обеспечивает целевое использование средств и безопасность сделки для всех.
Понятие аккредитива при приобретении недвижимости
.jpg)
Аккредитив – это бумажный документ стандартной формы, как квитанция или вексель, а также услуга защищенной сделки.
Кредитно-финансовая организация, не являясь заинтересованной стороной, следит за тем, чтобы после переоформления права собственности продавец недвижимости получил деньги, а покупатель – жилье.
Условные денежные обязательства применяются в таких случаях, как:
- Сделки между физлицами. При договоренностях с недвижимостью нужно ждать регистрации в Росреестре. Без аккредитива сложность сделки несет дополнительные риски для обеих сторон.
- Операции, связанные с покупкой долей в компании, крупными поставками, приобретением оборудования и др.
- Экспорт и импорт. В международных сделках через условное денежное обязательство участвуют банки импортера и экспортера.
Принцип работы
При необходимости совершить крупную сделку стороны открывают счет, на котором можно зарезервировать средства. При полном соблюдении сторонами обязательств банк выплачивает продавцу деньги.
Основные виды
Виды условных банковских обязательств:
- Отзывное, безотзывное. Первое может быть аннулировано покупателем. Уведомлять об этом продавца ни плательщик, ни банк не должны. Второе можно отменить, но для этого кредитно-финансовая организация должна отправить продавцу недвижимости уведомление.
- Подтвержденное, неподтвержденное. Безотзывный аккредитив имеет право подтвердить не тот банк, в котором он оформлен, а любой другой – так работает подтвержденное обязательство.

Существуют и другие типы обязательств: переводное, или трансферабельное, кумулятивное и некумулятивное, покрытое и непокрытое, резервное, циркулярное, револьверное и др.
Они используются для проведения расчетов между российскими компаниями и с зарубежными партнерами.
Преимущества
Использование аккредитива обеспечивает 100%-ную безопасность сделки для обеих сторон. Покупателю недвижимости не нужно предоставлять задаток. Продавец уверен, что точно не останется и без квартиры, и без денег, когда переоформит право собственности.
Другие преимущества:
- проведение сделки, если стороны обслуживаются в разных кредитно-финансовых организациях;
- отсутствие необходимости носить с собой наличные, проверять деньги на подлинность;
- точный порядок расчетов (регламент процедуры прописан в указаниях ЦБ РФ, поэтому вероятность нарушений минимальна);
- защита средств (страхование только на сумму до 1,4 млн руб.).
Законодательная база
На территории РФ сделки с использованием аккредитива регулируются §3 гл. 46 ГК РФ, Положением ЦБ РФ от 19.06.2012 № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств». Расчеты в иностранной валюте, одной стороной которых является иностранный гражданин или компания, зарегистрированная за рубежом, проводятся в соответствии с регламентом, принятым Международной торговой палатой.

Отличия от банковской ячейки
Аккредитив по принципу действия похож на ячейку. А еще у этого инструмента много общего со счетом эскроу. Во всех случаях банк является посредником: покупатель недвижимости передает средства кредитно-финансовой организации на временное хранение. Продавец знает, что получит их, выполнив условия договора, а покупатель, что либо станет собственником квартиры, либо заберет деньги обратно.
Сейфовая ячейка – физический ящик с ограниченными условиями доступа. А аккредитив – обязательство, принимаемое посредником по поручению покупателя недвижимости.
Сделка через ячейку проходит так:
- При заключении договора стороны арендуют сейф. В отдельном документе указывают условия открытия ячейки и продолжительность аренды. Комиссию платит покупатель.
- Покупатель недвижимости кладет деньги в сейф в присутствии сотрудника кредитно-финансовой организации и продавца. Последний может заказать пересчет и проверку купюр на подлинность (эти услуги оплачиваются дополнительно).
- После выполнения продавцом обязательств он может забрать всю сумму, но при выполнении условий: необходимо предъявить документ, подтверждающий перерегистрацию недвижимости на покупателя.
Это быстрый, простой и проверенный способ обеспечения безопасности сделки. Аренда банковского сейфа обходится дешевле, чем оформление условного обязательства.

Но есть и недостатки:
- нужно носить с собой большие суммы;
- есть риск получить поддельные купюры.
Для расчета по аккредитиву не нужны наличные, купюры не могут оказаться фальшивыми.
Эскроу – счет, на котором учитываются деньги, имущество, документы и прочие активы. Как и при работе с аккредитивом, одна сторона кладет деньги, другая – может их получить, когда выполнит свои обязательства.
Преимущества счета эскроу:
- отсутствие необходимости иметь при себе наличные и проверять подлинность купюр;
- низкая стоимость (открыть счет часто дешевле, чем арендовать сейф или оформлять условное денежное обязательство);
- страхование денег (предельное возмещение по счетам, открытым для проведения сделок с объектами недвижимости, – 10 млн руб.; по аккредитивам тоже можно получить возмещение, но максимум 1,4 млн руб.; банковские ячейки не застрахованы).
Правила использования счета эскроу регламентированы ГК РФ в 2017 г. Это относительно новая услуга, которую предлагают клиентам всего несколько банков.
Кредитно-финансовых организаций, которые используют в своей практике аккредитив или могут сдать ячейку, гораздо больше.
Условия Россельхозбанка
РСХБ оформляет аккредитивы для расчетов в России. Покупателю недвижимости понадобятся только документ, удостоверяющий личность, и договор купли-продажи.
.jpg)
Специалист банка предложит написать заявление по форме, в котором нужно указать:
- реквизиты продавца;
- информацию о договоре, который заключен между сторонами: дату, номер, описание недвижимости, за которую стороны платят условным обязательством (адрес);
- условия, которые должен выполнить продавец для получения денег (например, предоставить договор с отметкой о регистрации в Росреестре).
Стоимость услуги зависит от таких факторов, как:
- тариф по виду и сумме сделки;
- тип имущества;
- стороны договора (физические или юридические лица).
Правила открытия: этапы действий
Сделка с использованием условного обязательства проходит так:
- Продавец и покупатель подписывают предварительное соглашение, в которое включен пункт о том, что расчет будет проводиться через аккредитив.
- Покупатель открывает р/c, вносит сумму, которую необходимо заплатить продавцу с учетом комиссии.
- Банк оформляет аккредитив.
- Покупатель предъявляет обязательство банка выплатить деньги продавцу.
- Продавец, получив гарантию оплаты, передает недвижимость покупателю, переоформляет документы, затем предоставляет в банк подтверждение.
- Банк выплачивает полную сумму продавцу недвижимости.

Отрицательные стороны ипотечного аккредитива от РСХБ
Недостатки условного денежного обязательства при заключении сделок c недвижимостью:
- Сложный документооборот. Высокий уровень контроля обеспечивает безопасность, но сделка проходит долго.
- Формализованность. Нестандартные сделки лучше проводить через ячейку или эскроу.
- Комиссия (0,1–0,6% от стоимости недвижимости).
- Отправка данных в ФНС.
- Короткие сроки. Стоит заложить дополнительное время на получение документов в Росреестре. Если продавец планирует получать деньги в своем банке, а не там, где был оформлен аккредитив, то несколько дней потребуются на совершение безналичного перевода.
Отзывы клиентов банка
Анатолий, 48 лет, Красноярск:
Продавал недвижимость в ипотеку. Специалист банка предложил провести сделку не через ячейку, а с помощью аккредитива. Схема сложная, разобрался не сразу. Было бы проще арендовать ячейку, но покупатель тоже настаивал на таком способе расчетов. К банку претензий нет, с юридической стороны сделка проведена быстро и профессионально.
Мария, 34 года, Самара:
Проводили сложную сделку с обменом недвижимости и ипотекой через РСХБ. Специалисты банка составили предварительный договор и посоветовали рассчитываться через аккредитив. Покупатель настаивал на использовании банковской ячейки, потому что это удобнее, быстрее и дешевле. Совместно с юристами банка смогли его переубедить. Хотя аккредитив и сложнее в оформлении, но это более безопасный способ взаиморасчетов.